Главная » Файлы » тематическое планирование » 1 класс

1 класс рабочая программа окружающий мир ФГОС
[ Скачать с сервера (141.0 Kb) ] 31.05.2016, 23:00

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 

 По окружающему миру

 

УМК «Начальная школа XXI века»

 

Рабочая    программа   учебного предмета  «Окружающий мир» 

для 1 класса  разработана  в соответствии с  требованиями

федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования  второго поколения

 

 

                                                                                                        Программа разработана

                                                                                                                 учителями начальных классов

                                                                                                               МБ ОУ Пеля-Хованская СОШ

 

 

 

 

с.Пеля-Хованская

 

Пояснительная  записка

Рабочая    программа   учебного предмета  «Окружающий мир»  для 1 класса разработана:

-    в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;

на основе  авторской программы Н. Ф. Виноградовой, Г. С. Калиновой «Окружающий мир», приведённой  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Сборник программ к комплекту учебников « Начальная школа XXI века». – 3 – е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2012.)

Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

            Цель: формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия  в системе «человек – природа – общество»; воспитание  правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание  своей индивидуальности, способностей и возможностей.

Изучение окружающего мира направлено на решение следующих задач:

Предметные

 – способствовать формированию представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных             естественнонаучных, обществоведческих, исторических  понятиях, развитию целостного восприятия окружающего             мира;

метапредметные  

-способствовать осознанию учащимися связей в природном и  социальном мире, 

- способствовать формированию общеучебных умений       ( выделять существенные и несущественные признаки, классифицировать,    - - понимать главную мысль научного текста, фиксировать результаты наблюдений);                      

- способствовать формированию элементарной эрудиции ребёнка,  его общей культуры, овладению знаниями, превышающими минимум

                         содержания образования;

личностные

-способствовать социализации ребёнка, воспитанию     эмоционально – положительного взгляда на мир, формированию      нравственных и эстетических чувств.                                   

 «Окружающий мир» - предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:

  • устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек – природа – общество»;
  • осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
  • подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
  • подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.

В основе построения курса лежат следующие принципы:

1.Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.

2.Педоцентрический принцип – определяет наиболее актуальные для ребенка этого возраста  знаний, необходимых для его индивидуального, психического и личностного развития, а также  последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.

3.Культурологический принцип – понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. В программе 3-4 классов для реализации этого принципа введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников».

4.Принцип экологизации – определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде.

5.Принцип поступательности – обеспечивает постепенность, последовательность и  перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.

6.Краеведческий принцип – обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музей и т.п.

                                                         

 Описание места учебного предмета в учебном плане

Программа и материал учебно-методического комплекта рассчитаны на 66 часов, 2 часа в неделю.

Из них на проведение:

Контрольно-измерительные материалы

– стартовой диагностической работы – 1 ч; сентябрь

– диагностических работ – 2 ч; январь-май

– итоговой комплексной работы – 1 ч; май

– экскурсий – 16 ч.

Формы организации учебного процесса:

  • Сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, форм уроков: традиционных уроков, обобщающих, а так же нетрадиционных форм  уроков: интегрированных, уроков-игр, уроков-экскурсий, практических занятий, проектная и исследовательская деятельность  и др. (обучение строится на  деятельностной  основе, т.е. освоение знаний и умений происходит в процессе деятельности).

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Особенности организации контроля по окружающему миру

Специфичность содержания предметов, со­ставляющих образовательную область «Окру­жающий мир», оказывает влияние на содержа­ние и формы контроля. Основная цель контро­ля - проверка знания фактов учебного матери­ала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приво­дить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

            Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самост. практические работы с картами, приборами, мо­делями, лабораторным оборудованием.

Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнит литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.

Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.

Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

             Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося. Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

 

Требования к уровню подготовки

1. К концу обучения в первом классе учащиеся научатся:

  • — воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;
  • — различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребыва­ния на улице; применять знания о безопасном пребывании на улицах;
  • — ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположе­нии;
  • — различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;
  • — различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изде­лия»;
  • — определять последовательность времен года (начиная с любого), на­ходить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризо­вать сезонные изменения;
  • — устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой при­роды;
  • — описывать (характеризовать) отдельных представителей раститель­ного и животного мира;
  • — сравнивать домашних и диких животных.
  • К концу обучения в первом классе учащиеся могут научиться:
  • — анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;
  • — различать основные нравственно-этические понятия;
  • — рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словес­ный портрет членов семьи, друзей;
  • — участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.

                                         

Учебно – методическое обеспечение

Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2012.

Беседы с учителем. Первый класс четырёхлетней начальной школы.

Окружающий мир. Методика обучения. 1 – 4 кл.

Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2013.

Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2013.

                                                Дополнительная литература

Е.М.  Тихомирова.  Тесты  по  предмету  ,,Окружающий  мир” 

Журналы «Начальная школа» за 1999-2014 годы

 

Цифровые образовательные ресурсы:

 

  1.  «Уроки Кирилла и Мефодия» 1-4 класс, окружающий мир.
  2. Большая Энциклопедия России. Животный и растительный мир России (Jewel)
  3. Большая Энциклопедия России. История России (Jewel)
  1. Этикет.
  2. «Как устроен город»                        
  3. «Живая природа»
  4. «Природа»
  5. Природоведение 1 выпуск.
  6. Природоведение 2 выпуск.
  7. Земля история планеты
  8. «Как устроен океан»
  9. «Природные зоны России»
  10. «ЧС природного и технологенного характера»
  11. Уроки Кирилла и Мефодия» Энциклопедия животных.
  12. Самостоятельно разработанные презентации( CD- ROM )

 

 

Средства ИКТ в кабинетах  начальных  классов

Наименование имущества

Количество

  1.  

Интерактивная доска

1 шт

  1.  

Проектор

1 шт

  1.  

Телевизор

1 шт

  1.  

DVD

1 шт

  1.  

Колонка

1 шт

  1.  

Компьютер

1 шт

  1.  

Принтер (3 в 1)

1 шт

  1.  

Видеокамера

1 шт

 

 Дидактические материалы:

 

  1. Набор муляжей овощей
  2. Набор муляжей грибов
  3. Набор картинок «За грибами»
  4. Калькуляторы
  5. Весы
  6. Гербарий «лекарственные растения»
  7. Гербарий «дикорастущие растения»
  8. Набор предметных картинок «Бытовая техника. Профессии»
  9. Секундомер 
  10. Компасы
  11. Лупы
  12. Игра «Конструктор»
  13. Таблицы по окружающему миру для 1-4 классов
  14. Глобусы
  15. Приборы для проведения опытов
  16. Термометр
  17. Календари погоды
  1. Таблицы ( «Времена года.», «Дикие животные», «Домашние животные»).
  2. Модель часов.
  3. Наборы: «Животные леса», «Птицы», «Овощи и фрукты», «Транспорт», «Декоративно-прикладное искусство», «Профессии».
  4. Фотографии и иллюстрации.

 

Дорожные знаки

 

  1. Предупреждающие знаки.
  2. Запрещающие знаки.
  3. Предписывающие.
  4. Знаки особых предписаний.
  5. Информационные знаки.
  6. Знаки дополнительной  информации.

 

 

Карты

 

1.Россия

2. Нижегородская область

3. Исторические карты

 

Основное содержание курса:

В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:

Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и его образ жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя.

Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения.

Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять.

Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества.

История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивалась экономика, культура, просвещение в нашей стране.

 

Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир» в 1 классе:

 К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:

Называть:

  • свое полное имя, домашний адрес, город, страну, главный город страны;
  • основные помещения школы, ориентироваться в их местоположении;
  • основные правила здорового образа жизни;
  • основных представителей растительного и животного мира ближайшего окружения (не менее пяти объектов);
  • основные условия благополучной жизни растений и животных; профессии, связанные со строительством, сельским хозяйством, промышленностью (5-6 профессий);
  • улицы, расположенные вблизи школы и дома; основные учреждения культуры, быта, образования;
  • основные достопримечательности родного города и столицы России.

Различать (сопоставлять):

  • знаки светофора; знаки дорожного движения, необходимые для соблюдения безопасности;
  • основные нравственно-этические понятия (сочувствие – равнодушие; трудолюбие – леность; послушание – непослушание);
  • различных представителей растительного мира (по внешнему виду, месту обитания, способу движения и т.п.);
  • времена года;
  • животных, объединять их в группы (звери, птицы, насекомые);
  • произведения народного творчества: пение, танцы, сказки, игрушки.

Решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

  • выполнять режим своего дня;
  • определять время по часам с точностью до часа;
  • подготавливать свое учебное место к работе;
  • оценивать результаты своей и чужой работы, а также отношение к ней;
  • выполнять правила поведения в опасных  для жизни ситуациях;
  • ухаживать за своей одеждой, обувью, вещами, убирать учебное место после занятий;
  • выполнять трудовые поручения по уголку природы: поливать растения, кормить животных, готовить корм, сеять семена, сажать черенки;
  • составлять описательный рассказ по картине, игрушке, пересказывать сказки, выразительно читать фольклорные произведения.

 

Базовый вариант тематического планирования  не  только  обеспечивает  достаточную для продолжения образования предметную  подготовку, но и расширяет представления обучающихся об отношениях и   закономерностях   окружающего мира.

 

        Экскурсии:

 Сезонные экскурсии «Времена года»; в теплицу, парник, хозяйство по выращиванию цветов и т.п..Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом (по выбору учителя с учетом местных особенностей).

Практические работы:

Уход за комнатными растениями и животными уголка природы, зарядка аквариума, террариума, инсектария.

 

  • Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы  обучающихся.

 

В оценочной деятельности используются три вида оценивания:

  • Стартовая диагностика основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению.
  • Текущее оценивание использует субъективные методы (наблюдение, самооценку и самоанализ) и объективизированные методы, основанные на анализе устных ответов,  работ учащихся, деятельности учащихся, результатов тестирования.

  Форма итоговой аттестации обучающихся – задания тестового характера.

Для реализации программного содержания используются:

Для учащихся:

Учебник

Окружающий мир. 1 класс (автор Н. Ф. Виноградова, М.: «Вентана – Граф», 2013).

Рабочая  тетрадь

Учимся думать и фантазировать. 1 класс (автор Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова, М.: «Вентана – Граф», 2013).

 

Для учителя - Окружающий мир. Методика обучения. 1 – 4 класс.

 

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Человек и природа (29 ч)

Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, ветер, дождь, гроза.

Вода. Свойства воды. Состояния воды. Растения, их разнообразие. Условия необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, растительного и животного мира. Красная книга России.

Системы органов чувств, их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Номера телефонов экстренной помощи.

Времена года (12 ч.)

Осень. Осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь). Признаки осени (листопад, отлет перелетных птиц, подготовка зверей к зимовке) Осенняя жизнь растений и животных и их подготовка к зиме.

Зима. Зимние месяцы (декабрь, январь, февраль). Признаки зимы (короткая продолжительность дня, низкое солнце, холод, замерзание воды, особенности зимней жизни птиц и зверей). Погода зимой.

Весна. Весенние месяцы (март, апрель, май). Признаки весны (увеличение продолжительности дня, высокое солнце, тепло, таяние снега и льда, пробуждение природы, прилет птиц, весенние растения). Погода весной.

Лето. Летние месяцы (июнь, июль, август). Признаки лета (длинный день, высокое солнце, тепло, цветение растений, потомство у животных).

Природа вокруг нас (8 ч)

Растения – живые организмы. Свет, вода, почва – условия жизни растений.

Животные – живые организмы.

Дикие и одомашненные растения и животные. Уход человека за одомашненными растениями и животными. Их многообразие и полезные свойства.

 

Использование человеком богатств природы (вода, лес, дикие растения и животные). Значение природы для существования всего живого на Земле.

Правила поведения в парке, в лесу, на реке и озере. Бережное отношение к окружающему миру.

Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала).

Природа неживая и живая (6 ч)

Природа – это весь многообразный мир, который окружает человека. Неживая и живая природа. Примеры явлений природы: снегопад, листопад, перелеты птиц, ветер, дождь, гроза.

 

Примеры веществ: вода.

 Вода. Свойства воды (текуча; не имеет цвета и запаха); состояния воды, значение для живых организмов, человека.

Растения, их разнообразие. Деревья, кустарники, травы. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.

Грибы: съедобные и ядовитые (на примере своей местности). Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери. Дикие и домашние животные (на примере животных своей местности). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным.

 

 

 

Человек – часть природы (1 ч)

Правила поведения в природе.

Красная книга России.

Тело человека (2 ч)

Система органов (чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Телефоны экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах.

 

 

 

 

 

Пересказывать и понимать тексты о природе.

Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времен года. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.

Характеризовать диких и домашних животных (на примере своей местности).

Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние – дикие животные.

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере). Оценивать конкретные примеры поведения в природе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам.

Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние.

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды. Характеризовать свойства воды.

 

 

Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы.

Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей.

Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности).

Сравнивать и различать диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности). Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности).

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о растениях и животных своего региона и обсуждать полученные сведения.

 

Анализировать и моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

 

Характеризовать основные функции систем органов чувств.

Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях. Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях.

 

Человек и общество (35 ч из них 10 ч из резерва).

Общество – люди, которых объединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Человек – член общества. Взаимоотношение человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры.

Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношение в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.

Режим для школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила противопожарной безопасности.

Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом.

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Права ребенка.

Президент Российской Федерации – глава государства.

Праздник в жизни общества. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции.

Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию. Уважительное отношение к своему и другим народам.

Родной край – частица России. Родной город: название, основные достопримечательности, музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, профессии.

Я – школьник  - 7 ч (4 ч + 3 ч из резерва)

Школьник и его жизнь в школе. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.

 

 

 

 

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня.

Определение времени по часам с точностью до часа

Правила безопасной жизнедеятельности –

 6 ч (3 ч + 3 ч из резерва)

Личная гигиена школьника. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. . Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

 

 

 

 

 

 

 

Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Охрана зрения, слуха.

Солнце, воздух, вода – факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика.

 

 

 

 

 

 

 

 

Моя Родина (7 ч)

Семья – самое близкое окружение человека. Семья ребенка и ее состав. Взаимоотношения в семье, забота членов семьи друг о друге. Домашнее хозяйство. Распределение домашних обязанностей. Обязанности ребенка в семье. Место работы членов семьи, их профессии.

 

Родной город, село. Домашний адрес. Главные достопримечательности населенного пункта. Занятия людей. Знакомые школьнику профессии на примере своего населенного пункта. Городской транспорт. Правила уличного движения – гарантия безопасности на улицах города.

Название родной страны. Государственный флаг России, значение цветов флага. Москва – столица России. Красная площадь и Кремль – главные достопримечательности Москвы.

Праздничные дни России и родного города: День города, Новый год, Рождество, 8 Марта.

 

 

 

 

 

Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки.

 

 

 

 

 

Родной край – частица Родины (3 ч)

Семья и семейные традиции.

Название административного центра региона.

 

Человек – член общества 3 ч (1 ч + 2 ч из резерва)

Взаимоотношение человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры.

 

 

Значение труда для человека и общества 5 ч

 (3 ч + 2 ч из резерва)

Профессии людей. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Телефоны экстренной помощи.

 

 

Наша Родина – Россия, Российская Федерация (4 ч)

Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию. Уважительное отношение к своему и другим народам.

Москва – столица России и центр управления страной. Некоторые достопримечательности столицы России – Большой театр, стадион Лужники, московское метро и др.

Государственный герб России, Государственный гимн России. Правила поведения при прослушивании гимна. Права и обязанности граждан России. Права ребенка.

Президент Российской Федерации – глава государства. Государственные и всенародные праздники России (продолжение): День защитника Отечества, День Победы, День весны и труда, День России, День народного единства, День Конституции, День защиты детей.

 

Познакомиться с учителем и одноклассниками. Познакомиться с правилами поведения в школе, взаимоотношениями со взрослыми, сверстниками и обсудить их.

Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах.

 Различать формы поведения, которые допустимы в школе и других общественных местах.

Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

Работать в группах по составлению режима дня.

 

 

 

 

Проводить групповые наблюдения во время экскурсии по школе (учимся находить класс, свое место в классе и т.п.). Проводить наблюдения в группах во время экскурсии по своему району (путь домой). Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений.

Обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни.

Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека, сохранение личного и общественного имущества.

Осваивать правила поведения в разных ситуациях: как вести себя дома, на дорогах, в лесу, на водоемах, в школе.

Анализировать ситуации во время экскурсии по своему району (безопасное поведение на дороге).

Объяснять основные правила обращения с водой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.

Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных.

Рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города. Участвовать в игровых ситуациях по соблюдению правил уличного движения.

 

 

 

Познакомиться с особенностями Государственного флага России (последовательностью расположения полос, цвета флага, узнавание российского флага среди флагов других стран).

Работать с иллюстрациями учебника: находить нужные иллюстрации о достопримечательностях Москвы, праздничных днях России. Собирать материал на основании бесед с родными о праздничных днях России и родного города.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работать с иллюстративным материалом. Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей. Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста, национальности. Оценивать реальные и игровые ситуации общения.

 

 

Моделировать правила пользования телефоном. Записывать телефоны экстренной помощи.

Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону. Участвовать в учебной игре о правилах пользования транспортом.

 

 

Моделировать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов.

Работать с иллюстрациями, видеокадрами достопримечательностей Москвы.

 

 

Объяснять основные изображения Государственного герба России. Прослушивать гимн. Декламировать (петь) Гимн РФ.

 

 

Рассказывать о праздничных днях России на основе бесед с родными и близкими, дополнительных источников информации.

 

Резерв (2 ч )

 

 

 

 

Категория: 1 класс | Добавил: pela1972
Просмотров: 921 | Загрузок: 6
Всего комментариев: 0
avatar