Главная » Файлы » тематическое планирование » 1 класс |
[ Скачать с сервера (120.0 Kb) ] | 31.05.2016, 22:49 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой (Сборник программ к комплекту учебников « Начальная школа XXI века». – 3 – е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2012.) Курс русского языка 1 класса построен на общей научно – методической основе, реализующей принцип комплексного развития личности младшего школьника и позволяющей организовать целенаправленную работу по формированию у учащихся важнейших элементов учебной деятельности.
Цель курса состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Задачи курса:
Достижение цели и реализация основных линий курса осуществляются в рамках сквозных тем «Слово», «Предложение», «Текст». Слово рассматривается с четырех точек зрения:
Знакомясь с предложением, дети усваивают признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу); учатся произносить и. читать предложения с разной интонацией; правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать первое слово с прописной буквы, делать пробелы между словами, ставить в конце предложения точку, восклицательный, во-просительный знак или многоточие); конструировать предложения из слов, рисовать схему предложения. В курсе обучения грамоте дается понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чем говорится в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, вдумываться в смысл заглавия, соотносить заглавие с содержанием и главной мыслью текста, самостоятельно озаглавливать текст и его части. При работе с текстами «Букваря» и прописей параллельно с развитием техники чтения начинается формирование у детей типа правильной читательской деятельности - умения целенаправленно осмысливать текст до начала чтения, во время чтения и после чтения. В период обучения грамоте происходит попутное ознакомление учащихся с различными явлениями языка из области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии. Из области фонетики - это звук в сопоставлении с буквой; звуки гласные и согласные; гласные звуки: ударные и безударные; слог: слогообразующая роль гласных звуков: ударение; ударный и безударный слог; согласные звуки: звонкие и глухие; согласные твердые и мягкие; обозначение мягкости согласных на письме (с помощью ь. букв е, ё, ю, я, и); ь и ъ разделительные. Проводится наблюдение над случаями несоответствия написания и произношения (сочетания леи - гни, ча - ща, чу - щу). Из области лексики - дети знакомятся с тем, что каждое слово что-то обозначает (имеет лексическое значение), в ходе наблюдения устанавливают, что в языке есть слова, у которых несколько значений: наблюдают над сочетаемостью слов в русском языке; тренируются в правильном словоупотреблении. Из области морфемики - дети получают первоначальное представление о составе слова: о корне, приставке, суффиксе (без введения понятий), об однокоренных словах; осваивают графическое обозначение частей слова (кроме окончания). Из области морфологии — происходит предварительное знакомство с частями речи без введения понятий: слова-названия, которые отвечают на вопросы кто? что?; слова, которые отвечают на вопросы какой? (какой предмет?) что делает? как? (как делает?); наблюдают за ролью в речи местоимений он, она, оно, они; за словами в единственном и множественном числе (называют один предмет - много предметов); знакомятся с ролью предлогов, учатся различать предлоги и приставки. Из области синтаксиса и пунктуации - дети получают сведения о предложении (предложение состоит из слов, слова связаны по смыслу, предложение - законченная мысль); об интонации повествовательной, вопросительной, восклицательной и ее коммуникативной значимости; знакомятся с точкой, восклицательным знаком, вопросительным знаком и многоточием в конце предложения. В ходе чтения текстов происходит практическое знакомство с обращением; дается общее понятие о тексте. Из области орфографии - в ходе обучения чтению и письму дети осваивают написание заглавной буквы в начале предложения; в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях: начинается формирование орфографической зоркости в ходе наблюдений за несоответствием произношения и написания. Принципы построения курса: системно-деятельностный, компетентностный, личностно-ориентированный. Использование системно-деятельностного подхода предполагает преемственность с дошкольными образовательными учреждениями, постепенное формирование у детей основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение и письмо), Приоритетными формами организации деятельности обучающихся являются: фронтальная, групповая, индивидуальная, проектная и исследовательская деятельность.
Объем программы: На изучение русского языка в 1 классе отводится 165 часов в год (33 учебные недели по 5 часов в неделю), из них 80 часов – на первое полугодие (16 учебных недель, по 5 часов в неделю), 85 часов на второе полугодие (17 учебных недель по 5 часов в неделю)
Учебно- методический комплект: В первом полугодии предмет «Русский язык» обеспечивается учебником «Букварь», Часть первая (авторы Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, 2013г) с включением рабочих тетрадей «Прописи» №1, №2, №3 (авторы М.М. Безруких, М.И. Кузнецова ). Во втором полугодии – учебником «Русский язык» (авторы Л.Е. Журова, С.В. Иванова, 2013).
Оценка достижений учащихся. В 1 классе проводится педагогическая диагностика. Педагогическая диагностика успешности обучения младших школьников разработана в рамках УМК «Начальная школа ХХI века». Авторы: Журова Л.Е., Евдокимова А.О.,Кузнецова М.И., Кочурова Е.Э.
Каждая диагностическая работа включает в себя разные по форме задания: задания с выбором ответа (выбор одного из предложенных вариантов ответа имеет качественную характеристику, он определенно указывает, в чем ошибочность рассуждений ученика), задания с кратким ответом, задания на классификацию, задания на установление соответствия. Каждое задание оценивается от 0 до 3 баллов. Затем определяется соответствующий уровень.
Отметки в первом классе не ставятся. Оценка ответов, самостоятельных работ проводится только словесно. Учитель положительно оценивает любую удачу ученика, если даже она весьма незначительна. Тематические проверочные работы содержат несколько заданий по одной теме с целью выявления картины усвоения каждым учеником изученного материала;
Требования к уровню подготовки.
1. Планируемые результаты освоения программы по русскому языку в 1-ом классе. Ученик научится: различать, сравнивать: • звуки и буквы; • ударные и безударные гласные звуки; • твердые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки; • звук, слог, слово; • слово и предложение; кратко характеризовать: • звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твердые/мягкие, согласные звонкие/глухие); • условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных; решать учебные и практические задачи: • выделять предложение и слово из речевого потока; • проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырех — пяти звуков; • выделять в словах слоги ; • правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность; • правильно писать сочетания ча - ща, чу - щу, жи - ши под ударением; • переносить слова ; • писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных; • правильно писать словарные слова, определенные программой; • ставить точку в конце предложения; • грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают); • безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 15-30 слов ; • осознавать цели и ситуации устного общения; • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета. Ученик получит возможность научиться: • выявлять слова, значение которых требует уточнения, и уточнять их значение по тексту или с помощью толкового словаря; • использовать алфавит при работе со словарями и справочниками; • различать слова, называющие предметы, действия и признаки; задавать вопросы к словам; • выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи; • участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию
Учебно-методическое сопровождение Литература: Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2012. Беседы с учителем. Первый класс четырёхлетней начальной школы. Журова Л.Е., Евдокимова А.О. Букварь: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1. - М.: Вентана-Граф, 2013. Безруких М.И., Кузнецова М.И. Прописи № 1 к учебнику «Букварь»: Для учащихся общеобразовательных учреждений , - М.: Вентана-Граф, 2013. Безруких М.И., Кузнецова М.И. Прописи № 2 к учебнику «Букварь»: Для учащихся общеобразовательных учреждений , - М.: Вентана-Граф, 2013. Безруких М.И., Кузнецова М.И. Прописи № 3 к учебнику «Букварь»: Для учащихся общеобразовательных учреждений , - М.: Вентана-Граф, 2013. Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. Русский язык: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Е. Журовой и С.В. Иванова.. - М.: Вентана-Граф, 2013. Иванов С.В. Русский язык: 1 класс: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова; - М.: Вентана-Граф, 2013. Иванов С.В. Русский язык: 1 класс: рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова; - М.: Вентана-Граф, 2013. Оборудование:
Интернет-ресурсы. 1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru 2. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193 3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.festival.1september.ru 4. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа : www.km.ru/education 5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.uroki.ru
Диски:
Наглядные пособия.
1. Алфавит. Печатные и рукописные буквы. 2. Лента букв. 3. Касса букв, слогов. 4. Основные правила и понятия. 1–4 классы. Комплект таблиц по русскому языку. 5. Грамматические разборы. Комплект наглядных пособий. 6. Словарные слова. Набор таблиц. 7. Схемы по русскому языку для начальной школы. 8. Касса слогов демонстрационная 9. Касса букв демонстрационная 10. Круг-сигнал 11Алфавит в картинках 12«Гласные, согласные» (карточки-сигналы) 13Интерактивное пособие «Разбор слова»
Основное содержание курса
Общая характеристика учебного предмета Курс «Русский язык. 1 класс» строится на следующих концептуальных педагогических и методических идеях, заложенных в содержании курса: 1. Учебник ориентирован на достижение основных целей обучения русскому языку:
2. В отличие от уроков русского языка во 2, 3 и 4 классах, на каждом из которых реализуется только одна из первых трёх заявленных выше целей обучения, в 1 классе в рамках одного урока реализуются все цели. Такая разница в методическом подходе обусловлена задачами языкового образования и речевого развития первоклассников. Ученик 1 класса должен хотя бы в самом общем виде представить язык как средство человеческого общения и в то же время понять, что реализация языка в конкретной ситуации общения нормирована определёнными правилами, которые требуют отбора языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи. Грамотность, как и правильная речь, представляет собой элемент общей культуры человека. В процессе обучения русскому языку закладываются основы формирования таких важнейших сторон личности младшего школьника, как:
Направленность обучения русскому языку на формирование умения учиться позволяет заложить основу работы над достижением таких личностных результатов, как:
Фонетика и орфоэпия. Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Различение ударных и безударных гласных звуков. Различение твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги (простейшие случаи). Ударение. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Графика и орфография. Различение звуков и букв. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Функции ь: 1) показатель мягкости предшествующего согласного; 2) разделительный. Русский алфавит: правильное называние букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями и справочниками. Письмо слов и предложений с соблюдением гигиенических норм. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Ознакомление с правилами правописания и их применение:
Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Слово и предложение. Пунктуация. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Слова, называющие предметы, действия и признаки. Словообразовательные связи между словами. Родственные слова. Неизменяемые слова. Наблюдение за использованием в тексте многозначных: слов, синонимов, омонимов (ознакомление без введения терминологии). Работа с предложением: замена слов, восстановление деформированных предложений. Знаки препинания в конце предложения. Развитие речи. Осознание цели и ситуации устного общения. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание, задать вопрос и т. п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Сочинение небольших рассказов (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера. Содержание курса
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку в 1 классе
Ученик научится:
различать, сравнивать:
— слово и предложение; кратко характеризовать:
решать учебные и практические задачи:
Ученик получит возможность научиться:
—соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Категория: 1 класс | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 301 | Загрузок: 5 |
Всего комментариев: 0 | |