Главная » Файлы » тематическое планирование » 1 класс

1 класс рабочая программа русский язык ФГОС
[ Скачать с сервера (120.0 Kb) ] 31.05.2016, 22:49

Пояснительная  записка

 

      Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных  стандартов второго поколения и  программы УМК  «Начальная  школа XXI века»  под  редакцией  Н.Ф.  Виноградовой (Сборник программ к комплекту учебников « Начальная школа XXI века». – 3 – е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2012.)

     Курс  русского  языка  1  класса  построен  на  общей  научно – методической  основе,  реализующей  принцип  комплексного  развития  личности  младшего  школьника и  позволяющей  организовать  целенаправленную  работу  по  формированию  у  учащихся  важнейших  элементов  учебной  деятельности.  

  

Цель курса  состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.

 

Задачи курса:

  •  речевое развитие: овладение культурой родного языка; формирование основ устного общения;
  • формирование у детей типа правильной читательской деятельности:  развити­е техники чтения; умения целенаправленно осмысливать текст до начала чтения, во время чтения и после чтения;
  • языковое  развитие: ознакомление уча­щихся с различными явлениями языка из области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии;

 

   Достижение цели и реализация основных линий курса осуществля­ются в рамках сквозных тем «Слово», «Предложение», «Текст».

Слово рассматривается с четырех точек зрения:

  • звуковой состав и обозначение звуков буквами;
  • состав слова (корень, приставка, суффикс); образование слов (обра­зование имен существительных с помощью суффиксов, глаголов- с по­ мощью приставок);
  • грамматическое значение (на какой вопрос отвечает слово);
  • лексическое значение (что обозначает слово, с какими словами  сочетается в речи; слова, близкие по смыслу).

Знакомясь с предложением, дети усваивают признаки предложе­ния (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, сло­ва в предложении связаны по смыслу); учатся произносить и. читать предложения с разной интонацией; правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать первое слово с прописной буквы, делать пробелы между словами, ставить в конце предложения точку, восклицательный, во-просительный знак или многоточие); конструировать предложения из слов, рисовать схе­му предложения.

В курсе обучения грамоте дается понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чем говорится в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, вдумываться в смысл заглавия, соотносить заглавие с содержанием и главной мыслью текста, самостоятельно озаглавливать текст и его части.

При работе с текстами «Букваря» и прописей параллельно с развити­ем техники чтения начинается формирование у детей типа правильной читательской деятельности - умения целенаправленно осмысливать текст до начала чтения, во время чтения и после чтения.

 В период обучения грамоте происходит попутное ознакомление уча­щихся с различными явлениями языка из области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии.

Из области фонетики - это звук в сопоставлении с буквой; звуки гласные и согласные; гласные звуки: ударные и безударные; слог: слогообразующая роль гласных звуков: ударение; ударный и безу­дарный слог; согласные звуки: звонкие и глухие; согласные твердые и мягкие; обозначение мягкости согласных на письме (с помощью ь. букв е, ё, ю, я, и); ь и ъ разделительные. Проводится наблюдение над случаями несоответствия написания и произношения (сочетания леи - гни, ча - ща, чу - щу).

Из области лексики - дети знакомятся с тем, что каждое слово что-то обозначает (имеет лексическое значение), в ходе наблюдения уста­навливают, что в языке есть слова, у которых несколько значений: наблюдают над сочетаемостью слов в русском языке; тренируются в правильном словоупотреблении.

Из области морфемики - дети получают первоначальное предс­тавление о составе слова: о корне, приставке, суффиксе (без введения понятий), об однокоренных словах; осваивают графическое обозначе­ние частей слова (кроме окончания).

Из области морфологии — происходит предварительное знакомство с частями речи без введения понятий: слова-названия, которые отвечают на вопросы кто? что?; слова, которые отвечают на вопросы какой? (какой предмет?) что делает? как? (как делает?); наблюдают за ролью в речи местоимений он, она, оно, они; за словами в единственном и множе­ственном числе (называют один предмет - много предметов); знакомят­ся с ролью предлогов, учатся различать предлоги и приставки.

Из области синтаксиса и пунктуации - дети получают сведения о предложении (предложение состоит из слов, слова связаны по смыс­лу, предложение - законченная мысль); об интонации повествова­тельной, вопросительной, восклицательной и ее коммуникативной значимости; знакомятся с точкой, восклицательным знаком, вопроси­тельным знаком и многоточием в конце предложения. В ходе чтения текстов происходит практическое знакомство с обращением; дается общее понятие о тексте.

Из области орфографии - в ходе обучения чтению и письму дети ос­ваивают написание заглавной буквы в начале предложения; в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях: начинается формирование орфографической зоркости в ходе наблю­дений за несоответствием произношения и написания.

Принципы построения курса: системно-деятельностный, компетентностный, личностно-ориентированный.

Использование системно-деятельностного подхода предполагает преемственность с дошкольными образовательными учреждениями, постепенное формирование у детей основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение и письмо),

Приоритетными формами организации деятельности обучающихся являются: фронтальная, групповая, индивидуальная, проектная и исследовательская деятельность.

 

Объем программы:

На  изучение  русского  языка  в  1  классе  отводится  165  часов  в  год  (33  учебные недели  по  5  часов  в  неделю),

 из  них  80  часов – на  первое  полугодие  (16  учебных  недель,  по  5  часов  в  неделю), 

85  часов  на  второе  полугодие  (17  учебных  недель  по  5  часов  в  неделю)

 

 

Учебно- методический комплект:

  В  первом  полугодии  предмет  «Русский  язык»  обеспечивается  учебником  «Букварь», Часть   первая  (авторы  Л.Е.  Журова,  А.О.  Евдокимова, 2013г)  с  включением  рабочих  тетрадей  «Прописи» №1,  №2,  №3  (авторы  М.М.  Безруких,  М.И.  Кузнецова ). 

Во  втором  полугодии – учебником  «Русский  язык»  (авторы  Л.Е.  Журова,  С.В.  Иванова, 2013). 

 

 Оценка достижений учащихся.

В 1 классе проводится педагогическая диагностика.

Педагогическая диагностика успешности обучения младших школьников разработана в рамках УМК «Начальная школа ХХI века». Авторы: Журова Л.Е., Евдокимова А.О.,Кузнецова М.И., Кочурова Е.Э.

 

Каждая диагностическая работа включает в себя разные по форме задания: задания с выбором ответа (выбор одного из предложенных вариантов ответа имеет качественную характеристику, он определенно указывает, в чем ошибочность рассуждений ученика), задания с кратким ответом, задания на классификацию, задания на установление соответствия.

 Каждое задание оценивается от 0 до 3 баллов. Затем определяется соответствующий уровень.

 

Отметки в первом классе не ставятся. Оценка ответов, самостоятельных работ проводится только словесно. Учитель положительно оценивает любую удачу ученика, если даже она весьма незначительна. Тематические проверочные работы содержат несколько заданий по одной теме с целью выявления картины усвоения каждым учеником изученного материала;

 

 Требования к уровню подготовки.

 

1. Планируемые результаты освоения программы по русскому языку в 1-ом классе.

Ученик научится: различать, сравнивать:

•    звуки и буквы;

•   ударные и безударные гласные звуки;

•   твердые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки;

•    звук, слог, слово;

•    слово и предложение;

кратко характеризовать:

•    звуки  русского   языка  (гласные  ударные/безударные,   согласные твердые/мягкие, согласные звонкие/глухие);

•   условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных;

решать учебные и практические задачи:

•    выделять предложение и слово из речевого потока;

•    проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырех — пяти звуков;

•    выделять в словах слоги   ;

•    правильно     называть     буквы    русского     алфавита,     знать    их последовательность;

•    правильно  писать  сочетания ча  -  ща,  чу  - щу,  жи  - ши  под ударением;

•    переносить слова  ;

•    писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных;

•    правильно писать словарные слова, определенные программой;

•    ставить точку в конце предложения;

•    грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают);

•    безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 15-30 слов   ;

•    осознавать цели и ситуации устного общения;

•    соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета.

Ученик получит возможность научиться:

•    выявлять слова, значение которых требует уточнения, и уточнять их значение по тексту или с помощью толкового словаря;

•    использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;

•   различать слова, называющие предметы, действия и признаки; задавать вопросы к словам;

•    выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;

•   участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

•    соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию

 

Учебно-методическое сопровождение

Литература:

Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2012.

Беседы с учителем. Первый класс четырёхлетней начальной школы.

Журова Л.Е., Евдокимова А.О. Букварь: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1. - М.: Вентана-Граф, 2013.

Безруких М.И., Кузнецова М.И. Прописи № 1 к учебнику «Букварь»: Для учащихся общеобразовательных учреждений , - М.: Вентана-Граф, 2013.

Безруких М.И., Кузнецова М.И. Прописи № 2 к учебнику «Букварь»: Для учащихся общеобразовательных учреждений , - М.: Вентана-Граф, 2013.

Безруких М.И., Кузнецова М.И. Прописи № 3 к учебнику «Букварь»: Для учащихся общеобразовательных учреждений , - М.: Вентана-Граф, 2013.

Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. Русский язык: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Е. Журовой и С.В. Иванова.. - М.: Вентана-Граф, 2013.

Иванов С.В. Русский язык: 1 класс: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова; - М.: Вентана-Граф, 2013.

Иванов С.В. Русский язык: 1 класс: рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова; - М.: Вентана-Граф, 2013.

Оборудование:

Наименование имущества

  1.  

Интерактивная доска

  1.  

Проектор

  1.  

Телевизор

  1.  

DVD

  1.  

Колонка

  1.  

Компьютер

  1.  

Принтер (3 в 1)

  1.  

Видеокамера

 

Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа :  http://school-collection.edu.ru

2. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193

3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.festival.1september.ru

4. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа :  www.km.ru/education

5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.uroki.ru

 

Диски:

  1. Русский язык. Развивающие задания и упражнения 1-4 классы
  2. Поурочные планы 1-2, 3-4 классы.
  1. Большая Энциклопедия России. Русский Язык (Jewel)
  2. Живая сказка. Сказка о царе Салтане. Пушкин А.С. (DJ-pack)
  3. «Уроки Кирилла и Мефодия» 1-4 класс, русский язык.
  4. Уроки Кирилла и Мефодия» 1-4 класс, русский, математика, окружающий мир
  5. Уроки Кирилла и Мефодия» Учимся читать быстрее.
  6. Сказка про сказку (зал Государственной Третьяковской Галереи)
  7. «Комната сказок»
  8. Современный словарь по русскому языку (все словари)

 

Наглядные пособия.

 

1. Алфавит. Печатные и рукописные буквы.

2. Лента букв.

3. Касса букв, слогов.

4. Основные правила и понятия. 1–4 классы. Комплект таблиц по русскому языку.

5. Грамматические разборы. Комплект наглядных пособий.

6. Словарные слова. Набор таблиц.

7. Схемы по русскому языку для начальной школы.

8. Касса слогов демонстрационная

9. Касса букв демонстрационная

10. Круг-сигнал

11Алфавит в картинках

12«Гласные, согласные» (карточки-сигналы)

13Интерактивное пособие «Разбор слова»

 

 

Основное содержание курса

 

Общая характеристика учебного предмета

Курс «Русский язык. 1 класс» строится на следующих концептуальных педагогических и методических идеях, заложенных в содержании курса:

1. Учебник ориентирован на достижение основных целей обучения русскому языку:

  • ознакомление учащихся с основными положениями на­уки о языке;
  • формирование умений и навыков грамотного, безоши­бочного, осознанного письма;
  • развитие устной и письменной речи учащихся (решение коммуникативных задач);
  • расширение языковой эрудиции каждого школьника, ак­тивизация его интереса к языку и речевому творчеству.

2. В отличие от уроков русского языка во 2, 3 и 4 классах, на каждом из которых реализуется только одна из первых трёх заявленных выше целей обучения, в 1 классе в рамках одного урока реализуются все цели. Такая разница в методическом подходе обусловлена задачами языкового образования и рече­вого развития первоклассников. Ученик 1 класса должен хотя бы в самом общем виде представить язык как средство челове­ческого общения и в то же время понять, что реализация язы­ка в конкретной ситуации общения нормирована определёнными правилами, которые требуют отбора языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.  Грамот­ность, как и правильная речь, представляет собой элемент об­щей культуры человека.

В процессе обучения русскому языку закладываются основы фор­мирования таких важнейших сторон личности младшего школьника, как:

  • любознательность,  активность и заинтересованность в познании мира;
  • способность к организации собственной деятельности;
  • доброжелательность, умение слушать и слышать собесед­ника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.

Направленность обучения русскому языку на формирование уме­ния учиться позволяет заложить основу работы над достиже­нием таких личностных результатов, как:

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Фонетика и орфоэпия.

Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Различение ударных и безударных гласных звуков. Раз­личение твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, под­бор слов, соответствующих заданной модели.

Слог как минимальная произносительная единица. Деле­ние слов на слоги (простейшие случаи). Ударение.

Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Графика и орфография.

Различение звуков и букв. Обо­значение на письме мягкости согласных звуков. Функции ь: 1) показатель мягкости предшествующего согласного; 2) разде­лительный.

Русский алфавит: правильное называние букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями и справочниками.

Письмо слов и предложений с соблюдением гигиениче­ских норм. Усвоение приёмов и последовательности правильного спи­сывания текста.

Ознакомление с правилами правописания и их приме­нение:

  • раздельное написание слов;
  • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в име­нах собственных;
  • обозначение гласных после шипящих (ча — ща, чу — щу, жи — ши);
  • сочетания чк, чн;
  • перенос слов;
  • безударный проверяемый гласный в корне слова;
  • знаки препинания в конце предложения.

Письмо под диктовку слов и предложений, написание ко­торых не расходится с их произношением.

Слово и предложение. Пунктуация.

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение ко­торых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Слова, называющие предметы, действия и при­знаки. Словообразовательные связи между словами. Род­ственные слова. Неизменяемые слова. Наблюдение за ис­пользованием в тексте многозначных: слов, синонимов, омо­нимов (ознакомление без введения терминологии).

Работа с предложением: замена слов, восстановление де­формированных предложений. Знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи.

Осознание цели и ситуации устного обще­ния. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения комму­никативной задачи. Практическое овладение диалогиче­ской формой речи. Овладение умениями начать, поддер­жать, закончить разговор, привлечь внимание, задать вопрос и т. п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, изви­нение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Сочинение небольших рассказов (по материалам собст­венных игр, занятий, наблюдений). Восстановление дефор­мированного текста повествовательного характера.

Содержание курса

 

Содержатель

ная линия

Учебный материал

Кол-во часов

Требования ФГОС

Планируемые результаты

Авторская линия (возможность углуб

ления)

Универсальные учебные действия

Предметные

Знать

Уметь

1Предложе

ние и слово

Работа с предложением. Выделение слов. Изменение порядка слов в предложении. Заглавная буква в начале предложения. Точка в конце предложения. Значение слова. Слова, называющие предметы. Слово и слог. Ударение в слове.

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, -развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

 -освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классифика

ции;

 -активное использование речевых средств  для решения коммуникатив

ных и познаватель

ных задач;

готовность слушать собеседника и вести диалог;

-овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации

Понятия: слово, слог, предложение,

ударение

 

различать:

  -  звук,  слог,  слово;

  - слово  и  предложение;

- ударный и безударный слоги;

называть,  приводить  примеры:

   -  слов,  называющих  предметы;

решать  учебные  и  практические  задачи:

  -  выделять  предложение  и  слово  из  речевого  потока;

 

 

Звуки и буквы

Звуки как материал языка. Интонационное выделение звука в слове. Звуковой анализ слов. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки. Ударные и безударные гласные звуки. Буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Гласная буква как показатель мягкости или твердости согласных звуков. Гласные буквы е, ё, ю, я, их функция. Алфавит.

20 ч

Понятия: звук и буква . Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки. Ударные и безударные гласные звуки

Алфавит.

различать:

  -  звуки  и  буквы,  гласные  и  согласные  звуки,  твёрдые  и  мягкие  согласные  звуки;

  -  звук,  слог,  слово;

называть,  приводить  примеры:

звуков:  гласных, согласных (мягких, твёрдых );

кратко  характеризовать:

  -  качественные  признаки  звуков;

  -  условия  выбора  и написания  буквы  гласного звука  после  мягких  и твёрдых  согласных;

решать  учебные  и  практические  задачи:

    -  проводить  звуковой  анализ  и  строить  модели  звукового  состава  четырёх  -  пяти звуковых  слов;

 

 

3 Чтение и письмо

Чтение слогов, слов, предложений, небольших текстов. Письмо рукописными буквами слов, коротких предложений. Большая буква в начале предложения и в именах собственных. Точка в конце предложения. Гласные после шипящих (сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу)

64ч

Правила оформления предложения на письме, написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

решать  учебные  и  практические  задачи:

  -  выделять  предложение  и  слово  из  речевого  потока;

  -  проводить  звуковой  анализ  и  строить  модели  звукового  состава  четырёх  -  пяти

звуковых  слов;

  -  правильно  писать  «ча – ща»,  «чу – щу»  и  «жи – ши»  под  ударением;

  -  писать  заглавную  букву  в  начале  предложения  и  в  именах  собственных;

  -  ставить  точку  в  конце  предложения;

  -  грамотно  записывать  под  диктовку  учителя  и  самостоятельно  отдельные  слова  и    простые   предложения  ( в  случаях,  где  орфоэпия  и  орфография  совпадают ).

 

4 Развитие речи

Составление описательных и сюжетных рассказов. Восстановление простейшего деформированного текста. Пересказ текста по заданному плану. Рифма.

 

75ч

Понятия: текст, план, рифма.

Составлять  простейшие описательные и сюжетные рассказы

Восстановливать простейший деформированный текст. Пересказывать текст по заданному плану. 

 

 

 

Планируемые результаты освоения программы по русскому языку в 1 классе

 

Ученик научится:

 

различать, сравнивать:

  • звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мяг­кие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки;
  • звук, слог, слово;

—  слово и предложение;
 

кратко характеризовать:

  • звуки русского языка (гласные ударные-безударные, со­гласные твёрдые-мягкие, согласные звонкие-глухие);
  • условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твёрдых согласных;

 

решать учебные и практические задачи:

  • выделять предложение и слово из речевого потока;
  • проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырёх-пяти звуков;
  • выделять в словах слоги;
  • правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность;
  • правильно писать сочетания ча ща, чу щу, жи — ши под ударением;
  • переносить слова;
  • писать прописную букву в начале предложения и в име­нах собственных;
  • правильно писать словарные слова, определённые программой;
  • ставить точку в конце предложения;
  • грамотно записывать под диктовку учителя и самостоя­тельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают);
  • безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объёмом 15-25 слов;
  • осознавать цели и ситуации устного общения;
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого эти­кета.

 

Ученик получит возможность научиться:

  • выявлять слова, значение которых требует уточне­ния, и уточнять их значение по тексту или с помощью
    толкового словаря;
  • использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
  • различать слова, называющие предметы, действия и признаки; задавать вопросы к словам;
  • выбирать языковые средства в соответствии с це­лями и условиями общения для эффективного решения
    коммуникативной задачи;
  • участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

—соблюдать орфоэпические нормы и правильную ин­тонацию.

 

 

 

 

 

 

Категория: 1 класс | Добавил: pela1972
Просмотров: 301 | Загрузок: 5
Всего комментариев: 0
avatar