Главная » Файлы » тематическое планирование » 1 класс

1 класс рабочая программа физическая культура ФГОС
[ Скачать с сервера (101.5 Kb) ] 31.05.2016, 23:04

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 По физической культуре

УМК «Начальная школа XXI века»

Рабочая    программа   учебного предмета  «Физическая культура» 

для 1 класса  разработана  в соответствии с  требованиями

федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования  второго поколения

 

 

                                                                                                        Программа разработана

                                                                                                                 учителями начальных классов

                                                                                                               МБ ОУ Пеля-Хованская СОШ

 

 

 

                                            с.Пеля-Хованская

 

                                                                                        Пояснительная записка

        

        Физическая культура является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в школе. В Основных направлениях реформы  общеобразовательной и профессиональной школы поставлены задачи по подготовке физически развитого, здорового, жизнерадостного  молодого поколения, готового к труду и защите Родины; подчеркивается необходимость организации ежедневных занятий всех учащихся физической   культурой на уроках, во внеучебное  время.

Общая цель обучения предмету «Физическая культура» в начальной школе – формирование физически разносторонне развитой личности,  способной активно и целенаправленно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

Познавательная цель предполагает формирование у обучающихся представлений о физической культуре как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о физической культуре.

Социокультурная цель подразумевает формирование компетенции детей в области выполнения основных двигательных действий как показателя физической культуры человека.

 Достижение этой цели обеспечивается решением следующих    основных  задач:

ü формирование знаний о физической деятельности, отражающих её культурно-исторические, психолого-педагогические и медико-биологические основы;

ü формирование базовых двигательных навыков и умений, их вариативное использование в игровой деятельности и в самостоятельных занятиях;

ü расширение двигательного опыта посредством усвоения ранее освоенных двигательных действий и овладения новыми двигательными действиями с повышенной координационной сложностью;

ü формирование навыков и умений в выполнении физических упражнений различной педагогической направленности, связанных с укреплением здоровья, коррекцией телосложения, правильной осанкой и культурой движения;

ü расширение функциональных возможностей разных систем организма, повышение его адаптивных свойств за счёт направленного развития основных физических качеств и способностей.

ü Формирование практических умений и навыков, необходимых в организации самостоятельных занятий физическими упражнениями в их оздоровительных и рекреативных формах, способствующих групповому взаимодействию в процессе использования подвижных игр и элементов соревнования.

Практические задачи

Формирование:

ü  Интереса учащихся к занятиям физической культурой осознания красоты и эстетической ценности физической культуры, гордости и   уважения к системам национальной физической культуры;

ü  Умений выбирать средства физической культуры в соответствии с различными целями, задачами и условиями; правильно выполнять основные двигательные действия; самостоятельно заниматься физической культурой; составлять элементарные комплексы для занятий физическими упражнениями небольшого объёма.

Воспитание:

ü  Позитивного эмоционально-ценностного отношения  к занятиям физической культурой.

ü  Потребности пользоваться всеми возможностями физической культуры.

Обучение:

ü  Первоначальным знаниям о терминологии, средствах и методах физической культуры.

Принципы, лежащие в основе построения программы:

ü  Личностно ориентированные принципы – двигательного развития, творчества, психологической комфортности;

ü  Культурно ориентированные принципы – целостного представления о физической культуре, систематичности, непрерывности овладения основами физической культуры.

ü  Деятельностно ориентированные принципы – двигательной деятельности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности  к самостоятельной физкультурной деятельности младшего школьника.

ü  Принцип достаточности и сообразности, определяющий распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной деятельности.

ü  Принцип вариативности, лежащий в основе планирования учебного материала.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Программа   рассчитана на 99 часов при  3 часовой нагрузке в неделю.

 

Общая характеристика программы

Отметки в первом классе не ставятся. Оценка достижений учащихся на уроках физической культуры проводится только словесно. Учитель положительно оценивает любую удачу ученика, если даже она весьма незначительна.

В результате освоения предметного содержания дисциплины «Физическая культура» у учащихся повышается уровень физического развития, улучшается состояние здоровья, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.

В программе освоение учебного материала из практических разделов функционально сочетается с освоением знаний и способов двигательной деятельности. Среди теоретических знаний, предлагаемых в программе, можно выделить вопросы по истории физической культуры и спорта, личной гигиене, основам организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями.

В свою очередь, материал по способам двигательной деятельности предусматривает обучение школьников элементарным умениям самостоятельно контролировать физическое развитие и физическую подготовленность, оказывать доврачебную помощь при легких травмах. Овладение этими умениями соотносится в программе с освоением школьниками соответствующего содержания практических и теоретических разделов.

К формам организации занятий по физической культуре в начальной школе относятся разнообразные уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня и самостоятельные занятия физическими упражнениями.

 

            На уроках физической культуры необходимо осуществлять системно-деятельный, дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся. Для этого надо знать физическое развитие и физическую подготовленность учеников, их функциональные возможности, данные медицинского осмотра, результаты педагогических наблюдений. Учитывая психологические возможности младших школьников, уроки физической культуры следует строить на фоне положительных эмоций учащихся, активного использования игрового метода.

 

Требования к уровню подготовки обучающихся 1 класса

Учащиеся должны знать:

  • о способах и особенностях движений и передвижений человека;
  • о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
  • об обучении движениям, роли зрительного и слухового анализаторов при их освоении и выполнении;
  • о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;
  • об общих и индивидуальных основах личной гигиен, правилах использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки и поддержании достойного внешнего вида;
  • о причинах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения.

Уметь:

  • составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;
  • организовывать и проводить самостоятельные занятия, закаливающие процедуры;
  •  взаимодействовать  с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культурой;
  • правильно выполнять основы движения в ходьбе, беге, прыжках;
  • ходить, бегать и прыгать при изменении длины, частоты и ритма;
  • уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками метаниями;
  •  соблюдать порядок, безопасность и гигиенические нормы; помогать друг другу и учителю  во время занятий, поддерживать товарищей, имеющих слабые результаты; быть честным, дисциплинированным, активным во время проведения подвижных игр и выполнения других заданий.

Перечень учебно-методического обеспечения

Учебно – методический комплект

Программа«Физическая культура» автор Т.В. Петрова, Ю.А. Копылов, Н.В. ПолянскаяМ.: Вентана - Граф, 2012 г.

Учебник по физической культуре,. 1 класс. Автор Т.В. Петрова, Ю.А. Копылов, Н.В. ПолянскаяМ.: Вентана - Граф, 2013г.

Методические пособия

Рабочие программы по физической культуре 1-4 классы. Т.В. Петрова, Ю.А. Копылов, Н.В. ПолянскаяМ.: Вентана - Граф, 2012г.

Спортивный инвентарь

Маты. Мячи баскетбольные, мячи волейбольные, футбольный мяч, мячи для метания.

Спортивный конь. Обручи, скакалки.

Оборудование летней спортивной площадки (беговые дорожки, турник, яма для прыжков в длину с разбега,   волейбольная площадка,  дорожка «лабиринт» ).

Оборудование:

Наименование имущества

  1.  

Интерактивная доска

  1.  

Проектор

  1.  

Телевизор

  1.  

DVD

  1.  

Колонка

  1.  

Компьютер

  1.  

Принтер (3 в 1)

  1.  

Видеокамера

 

                                                                                        Содержание курса

Раздел 1. Знания о физической культуре

Понятие о физической культуре. Зарождение и развитие физической культуры. Связь физической культуры с трудовой и воен-ной деятельностью. Физическая культура народов разных стран. История физическом культуры в России. Связь физической культуры с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями страны.

Олимпийские игры. История появления Олимпийских игр. Возрождение Олимпийских игр. Важнейшие символы Олимпийских игр.

Внешнее строение тела человека. Опорно-двигательная система человека (общая характеристика, скелет и мышцы человека, суставы, сухожилия). Осанка человека. Стопа человека. Предупреждение травматизма во время занятий физическими упражнениями. Дыхательная система человека. Профилактика заболеваний органов дыхания.

Подбор одежды, обуви и инвентаря для занятий физическими упражнениями. Терминология гимнастических упражнений. Способы передвижения человека. Основные двигательные качества человека (выносливость, сила, быстрота, гибкость, ловкость).

Раздел 2. Организация здорового образа жизни

Правильный режим дня (соблюдение, планирование). Здоровое питание. Утренняя гигиеническая гимнастика. Физкультминутки. Закаливание. Массаж. Правила личной гигиены. Профилактика нарушений зрения.

Раздел 3. Наблюдение за физическим развитием и физической подготовленностью

Простейшие навыки контроля самочувствия. Измерение сердечного пульса (частоты сердечных сокращений). Измерение длины и массы тела. Оценка состояния дыхательной системы. Оценка правильности осанки. Оценка основных двигательных качеств.

Раздел 4. Физкультурно-оздоровительная деятельность

Физические упражнения для утренней гигиенической гимнастики, физкультминуток, профилактики нарушений осанки, профилактики плоскостопия. Комплексы упражнений для развития основных двигательных качеств. Тренировка дыхания. Упражнения для снятия утомления глаз и профилактики нарушений зрения. Упражнения для расслабления мышц. Упражнения для успокоения (психорегуляции).

Раздел 5. Спортивно-оздоровительная деятельность

Строевые упражнения и строевые приёмы.

Лёгкая атлетика (беговые и прыжковые упражнения, бросание малого и большого мяча, метание).

Гимнастика с основами акробатики (лазание, перелезание, ползание, висы и упоры, акробатические упражнения, снарядная гимнастика, кувырки, перекаты).

Лыжная подготовка (лыжные ходы, повороты, подъёмы,спуски).

Подвижные игры (на свежем воздухе и в помещении), спортивные игры (футбол, волейбол, баскетбол).

 

Уровень физической подготовленности1 класс

Контрольные упражнения

Уровень

Мальчики

Девочки

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз

11 – 12

9 – 10

7 – 8

9 – 10

7 – 8

5 – 6

Прыжок в длину с места, см

118 – 120

115 – 117

105 – 114

116 – 118

113 – 115

95 – 112

Наклон вперед, не сгибая ног в коленях

Коснуться лбом коленей

Коснуться ладонями пола

Коснуться пальцами пола

Коснуться лбом коленей

Коснуться ладонями пола

Коснуться пальцами пола

Бег 30 м с высокого старта, сек

6,2 – 6,0

6,7 – 6,3

7,2 – 7,0

6,3 – 6,1

6,9 – 6,5

7,2 – 7,0

Бег 1000 м

Без учета времени

 

При проведении уроков физической культуры необходимо строго соблюдать нормы санитарно- гигиенического состояния мест занятий. Уроки должны проводиться при соответствующих температурных нормах в основном на открытом воздухе (пришкольные площадки, стадион) и на естественной местности. Уроки в зимний период проводятся в тихую погоду или при слабом ветре при температуре не ниже -12°С (для средней зоны РФ). В других климатических зонах температурные режимы устанавливаются местными органами народного образования и здравоохранения согласно имеющимися инструкциям. В помещении, где проводятся занятия, температура воздуха должна быть не менее + 14°С.

             В ходе уроков необходимо придерживаться правил безопасности занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательной школе.

            На уроках физической культуры учащиеся должны заниматься в спортивной одежде и обуви (трусы, майка - при температуре +14°С и выше; в тренировочном костюме- при низкой температуре).

            Уроки являются основной формой, обеспечивающей всем учащимся определенный уровень физической подготовленности. Однако в работе с младшими школьниками необходимо максимально использовать все возможности внеклассной и внешкольной деятельности по физической культуре и спорту. Они должны способствовать привлечению всех учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом во внеурочное время.

Результаты изучения курса «Физическая культура»

Личностные результаты

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • Формирование целостного , социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие эстетических чувств , доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходов из спорных ситуаций.
  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Формирование умения понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.
  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
  • Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными познавательными задачами и технологиями учебного предмета; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты устной и письменной формах.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение  и аргументировать свою точку зрения.
  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
  • Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта сторон и сотрудничества;
  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности.(природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
  • Овладение базовыми предметными и меж предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные  результаты:

ü  Формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о её позитивном  влиянии на развитие человека , о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации

ü  Овладение умениями организовать здоровьезберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия , подвижные игры.

  • Формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, показателями физического развития Планируемые результаты обучения.

Радел программы.

Ученик научится.

Ученик получит возможность научиться.

Знания о физической культуре

 

•              ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать роль и значение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;

•              раскрывать на примерах (из истории, в том числе родного края, или из личного опыта) положительное влияние занятий физической культурой на физическое, личностное и социальное развитие;

•              ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой;

•              организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями.

•              выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;

•              характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности.

Способы физкультурной деятельности

 

•              отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изученными правилами;

•              организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;

•              измерять показатели физического развития (рост, масса) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их динамикой.

•              вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности;

•              целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;

•              выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.

Физическое совершенствование

 

•              выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с помощью специальной таблицы);

•              выполнять тестовые упражнения на оценку динамики индивидуального развития основных физических качеств;

•              выполнять организующие строевые команды и приёмы;

•              выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);

•              выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (низкие перекладина и брусья, напольное гимнастическое бревно);

•              выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса и объёма);

•              выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.

•              сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;

•              выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;

•              играть в баскетбол, футбол и перестрелку по упрощённым правилам;

•              выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;

выполнять,  передвижения на лыжах (для снежных регионов России).

 

Категория: 1 класс | Добавил: pela1972
Просмотров: 346 | Загрузок: 3
Всего комментариев: 0
avatar