РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По музыке
УМК «Начальная школа XXI века»
Рабочая программа учебного предмета «Музыка»
для 1 класса разработана в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения
Программа разработана
учителями начальных классов
МБ ОУ Пеля-Хованская СОШ
с.Пеля-Хованская
Пояснительная записка
Рабочая программа по Музыке составлена на основе:
- авторской программы «Музыка», авторы Л.В.Школяр, В.О.Усачёва
В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности общеобразовательной школы, потребности учеников и новые технологии музыкального образования.
Главной целью уроков музыки является формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует: формированию у учащихся представлений о художественной картине мира; овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа и обобщения получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны; расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений.
В процессе музыкальных занятий учащиеся расширяют и обогащают опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства; совершенствуют умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем; формулировать собственную точку зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами и аргументами; приобретают умения и навыки работы с различными источниками информации.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует также овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности, определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности; совершенствованию умений координировать свою деятельность, оценивать свои возможности в решении творческих задач.
Изучение музыки в начальных классах направлено на достижение следующих целей:
- развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения; музыкального восприятия и творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- воспитание музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств: любви к человеку, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально ценностного отношения к искусству;
- освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
- овладение практическими умениями и навыками в музыкально- творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, музыкально- пластическом движении и импровизации;
Задачи музыкального образования младших школьников:
-воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки, как основа музыкальной грамотности;
-развитие активного, осознанного восприятия музыкальной культуры прошлого и настоящего, накопление багажа музыкальных впечатлений, первоначальных знаний о музыке, формирование опыта музыцирования и хорового исполнительства;
Изучение музыки в старших классах направлено на:
- приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатлённой в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
- развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативного мышления, воображение через опыт собственной музыкальной деятельности;
- воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством;
- освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.
Структура курса.
Характерные черты русской музыки.
Введение: интонационно-образный язык музыки М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского (музыкальные портреты). Понятия «русская» и «российская» музыка — различное и общее. Различное: яркая многоголосная ткань Юга России, холодноватая скромная «вязь» Севера, особенная лихость, сила и стройность казачьей песни и «многоголосица» других музыкальных культур внутри России. Общее — интонационные корни.
Народное музыкальное творчество – энциклопедия русской интонационности.
Обрядовость как сущность русского фольклора. Своеобразие героики в народном былинном эпосе. Знаменный распев. Протяжная песня как особый интонационный склад русской музыки. Частушки и страдания. Танцевальные жанры. Инструментальные плясовые наигрыши.
Истоки русского классического романса.
Интонационная сфера городского музицирования: взаимодействие крестьянской песни и городского салонного романса, городская лирика (популярная), старинный романс.
Композиторская музыка для церкви.
Народная и профессионально-композиторская музыка в русской культуре.
Обработки народных песен. Переосмысление интонационной сферы русской песенности в творчестве композиторов: два пути — точное цитирование и сочинение музыки в народном духе. Величие России в музыке русских классиков.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
На изучение предметного курса отводится 1 час в неделю, 33 часа в год.
Формирование целостных представлений о музыке будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления фактов и явлений в музыке. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики ролевых игр, межпредметных интегрированных уроков.
Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса
К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:
-проявлять готовность увлечённо и живо «впитывать» музыкальные впечатления, воспринимать музыкальные произведения;
-проявлять способность к размышлению об истоках происхождения музыки;
-знать о способности способах воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека.
Решать практические и учебные задачи:
-выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы, живого и неживого в окружающем мире;
-ориентироваться в многообразии музыкальных жанров;
-различать характер музыки, её динамические, регистровые, тембровые, метро - ритмические, интонационные особенности;
-применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности.
Учебно – методическое обеспечение
Литература:
- Музыка: 1 класс: учебник для учащихся общеобразоват. учреждений / авт.-сост. В.О.Усачева. Л.В.Школяр– 2-е изд., перераб. и доп– М.: Вентана-Граф, 2013.
- Усачёва В.О. Музыкальное искусство.1 класс: методическое пособие/ В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр.- М.: Вентана - Граф, 2005.
Цифровые образовательные ресурсы:
Список сайтов по музыке
Композиторы
http://www.chopin.pl — произведения Ф. Шопена.
http://www.jsbach.org — сайт, посвященный И.С. Баху.
http://www.lvbeethoven.com/Oeuvres/Hess.html - сайт, посвященный Бетховену
Mozart
http://www.mozartforum.com/
http://www.studio-mozart.com/mozart/.../mp3/index.htm
http://www.netmode.ntua.gr/~ktroulos/music/Mozart/
http://www.stringsinthemountains.org/m2m/1once.htm - мультимедийная биография Моцарта для дет
http://www.nma.at/german/mozartseiten.htm - ссылки на Интернет-сайты, посвященные Моцарту.
http://www.mussorgsky.ru/- Мусоргский
http://www.senar.ru/ - Рахманинов. Воспоминания и фотографии.
http://www.rahmaninov.info/- Рахманинов
http://opera.r2.ru/ - Н.А. Римский-Корсаков
Музеи
http://www.museum.ru/museum/glinka/ - музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки (Москва).
http://www.troldhaugen.com - музей-усадьба Э. Грига (Берген, Норвегия).
http://www.cbook.ru/tchaikovsky/ - Дом-музей Чайковского г. Клин.
http://tchaikovsky.votkinsk.ru - Дом-музей Чайковского г. Воткинск.
http://oblmuseum.spb.ru/rk/rk.htm - Государственный мемориальный дом-музей Н.А. Римского-Корсакова (г. Тихвин).
http://www.russianlaw.net/RK/rus/NARKr.htm - Н.А. Римский-Корсаков и музей-заповедник его имени Любенск-Вечаш
Музыкальные инструменты
http://www.obsolete.com/120_years/ - электронные музыкальные инструменты.
http://www.music-instrument.ru/ - виртуальный музей музыкальных инструментов.
http://pan-flute.com – сайт посвящен флейте Пана.
http://frenchcorn.narod.ru/ - сайт о валторне.
http://soros.novgorod.ru/projects/Toolkit/toolkit.htm - древнерусский музыкальный инструментарий.
http://folkinst.narod.ru/ - история русских народных инструментов. Музыкальные файлы в исполнении на русских народных инструментах. Например, шизгара в исполнении ансамбля народной музыки.
http://www.musicinventions.org/
http://musicmavericks.publicradio.org/features/feature_partch.html -
на сайте реализована технология игры на музыкальном инструменте
http://www.music.iastate.edu/antiqua/instrumt.html - средневековые инструменты и инструменты эпохи Возрождения.
Песня, песня, песня
http://www.bard.ru/ - авторская песня.
http://www.plus-msk.ru/ - коллекция минусовок mp3.
http://fanerka.com/ - минусовки, караоке.
http://songkino.ru/ - Песни из кинофильмов
Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия. 1 класс (DVD).
Оборудование:
№
|
Наименование имущества
|
-
|
Интерактивная доска
|
-
|
Проектор
|
-
|
Телевизор
|
-
|
DVD
|
-
|
Колонка
|
-
|
Компьютер
|
-
|
Принтер (3 в 1)
|
-
|
Видеокамера
|
Содержание курса.
Название разделов программы:
- Как можно услышать музыку; - 9 часов
- Звучащий образ Родины; - 7 часов
- Что может музыка; - 9 часов
- Как можно услышать музыку – 8 часов
Результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты.
1) Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
2) формирование основ национальных ценностей российского общества;
3) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
4) формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;
5) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты.
1)Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии;
2)сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
3)умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
4)использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Метапредметные результаты.
1) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы решения;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха;
5)освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6)использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7)активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8)использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «музыка»; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и
анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9)овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
10) осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
11)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
12)готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12)определение общей цели и путей ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13)готовность конструктивно разрешать конфликты посредством компромисса и сотрудничества;
14)овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «музыка»;
15)овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16)умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями).
№
|
Тема раздела
|
Кол-во часов
|
Планируемые результаты
|
Корректировка
|
Универсальные учебные действия
|
Предметные знания
|
1
|
Истоки возникновения музыки.
|
8
|
Личностные:
• внутренняя позиция школьника;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;
• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Регулятивные:
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
• оценивать правильность выполнения действия;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникатив-ные:
• использовать знаково-символические средства, в том
числе модели
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• устанавливать аналогии;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов;
• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
• задавать вопросы;
•контролировать действия партнёра;
• использовать речь для регуляции своего действия.
|
размышлять об истоках возникновения музыкального искусства;
выявлять настроение музыки: радостное, весёлое, торжественное, серьёзное;
соблюдать основные правила урока – как можно общаться с музыкой, не перебивая её звучание, правилам пения.
отличать музыкальные звуки от немузыкальных; выявлять характер музыки: задорно, весело, радостно, звонко;
Знать и понимать понятие «песня».
понимать смысл понятий «композитор – исполнитель – слушатель»;
определять и сравнивать характер, настроение музыкальных произведений.
различать танцы «вальс», «полька»;
определять характер музыкальных произведений, сравнивать их.
различать понятия «хоровод», «пляска»; участвовать в хороводах, выполнять движения по примеру учителя
различать музыкальные инструменты: гармошка, баян, балалайка, бубен, свирель, рожок, колокольчики, ложки.
распознавать духовые, струнные, ударные инструменты по внешнему признаку.
определять характер музыки и передавать её настроение;
участвовать инсценировках обрядов.
работать с нотной записью как простейшим знаковым обозначением музыкальной речи
понимать термины: музыкальный театр, артисты, оркестр, дирижёр; правила поведения в театре.
сравнивать характер в музыкальных произведениях.
понимать термин «тембр»; знать названия инструментов: арфа, скрипка, флейта;
определять инструменты по звучащему фрагменту.
характеризовать своё внутреннее состояние после прослушивания музыкального произведения, свои чувства, переживания и мысли;
проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.
понимать значение слова «опера»;
определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных фрагментах;
предлагать свой вариант исполнительской трактовки;
проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.
|
реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в пении;
основам оптимистического восприятия мира.
реализовывать собственные творческие замыслы в импровизации;
договариваться, находить общее решение;
основам оптимистического восприятия мира
реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в театрализации песни;
договариваться, находить общее решение;
основам оптимистического восприятия мира.
реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в театрализации песни;
выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;
анализировать объекты;
основам оптимистического восприятия мира
реализовывать собственные творческие замыслы в музыкально-пластическом движении;
выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;
анализировать объекты.
реализовывать собственные творческие замыслы в музыкально-пластическом движении;
с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности.
реализовывать собственные творческие замыслы в импровизации;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
реализовывать собственные творческие замыслы в игре на детских элементарных музыкальных инструментах, импровизации;
представлять широкой публике результаты собственной деятельности в пении.
представлять результаты собственной деятельности в пении;
реализовывать собственные творческие замыслы в музыкально-пластическом движении;
контролировать процесс и результаты своей деятельности.
|
|
2
|
Содержание и формы бытования музыки.
|
15
|
Личностные:
• внутренняя позиция школьника;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;
• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Регулятивные:
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
• оценивать правильность выполнения действия;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникатив -ные:
• использовать знаково-символические средства, в том
числе модели
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• устанавливать аналогии;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов;
• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
• задавать вопросы;
•контролировать действия партнёра;
• использовать речь для регуляции своего действия.
|
|
3
|
Язык музыки.
|
10
|
Личностные:
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе
знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Регулятивные:
• планировать свои действия;
• оценивать правильность выполнения действия;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
Коммуникатив -ные:
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• устанавливать аналогии;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов;
• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
• задавать вопросы;
•контролировать действия партнёра;
• использовать речь для регуляции своего действия.
|
Ориентировка в литературоведческих понятиях
Тема, литературный герой, фамилия автора, заглавие, абзац.
Элементы книги: обложка, переплет. Иллюстрация.
|
|
|
|