Проект урока математики во 2 классе по теме
«Метр. Соотношение между единицами длины»
Выполнил учитель начальных классов
МБ ОУ Пеля-Хованской СОШ Починковского района
Борисовой Натальи Вениаминовны
Квалификационная категория __1____
Стаж работы учителем начальных классов: 22 года
2013 год.
- Учебный материал: математика.
- УМК «Начальная школа XXI века»
- Тема урока: «Метр. Соотношение между единицами длины».
- Тип урока: Объяснение нового материала.
- Задачи урока образовательные:
обучающие: формирование понятия о метре, как единице измерения длины; усвоение соотношений между единицами измерения длинны (см, дм, м); формирование умения практически находить длину предметов с помощью рулетки;
воспитательные: формирование коммуникативных навыков; умения сотрудничать; формирование познавательного интереса к занятиям математикой;
развивающие: развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления).
Формируемые УУД:
Личностные: сохранять мотивацию к учёбе; ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе; развивать способность к самооценке;
Метапредметные:
регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия; осуществлять итоговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; выполнять учебные действия в материале, речи в уме;
коммуникативные: допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения; стремиться к координации; формировать собственное мнение в высказываниях; контролировать действия партнёра;
познавательные: анализировать объекты, проводить сравнения, строить рассуждения об объекте.
Предметные: сформировать понятия о метре, как единице измерения длины; усвоить соотношение между единицами измерения длинны (см, дм, м); сформировать умения практически находить длину предметов с помощью рулетки.
- Оборудование: компьютер; мультимедиа проектор; интерактивная доска; презентация Power Point; учебник - В. Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва, Математика. 2 класс. Ч. 1. – М.: Вентана - Граф, 2012; метровая линейка (3шт.); рулетка (2 шт.); 3 мотка тесьмы; сигнальные карточки «Да - нет» зелёного и красного цвета для каждого ученика; раздаточный материал (карточки с разным уровнем сложности для самостоятельной работы).
- Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы: - Единицы длины: сантиметр, дециметр;
- Измерение длины отрезков с помощью линейки;
- Геометрические фигуры: многоугольник, шар, куб.
- Этапы урока и хронометрия:
- Содержание урока
№
п\п
|
Этап урока
|
Деятельность учителя и обучающихся
|
Формирование УУД
|
1
|
Мотивация и стимулирование деятельности учащихся. Орг. момент.
|
- Здравствуйте, ребята. Садитесь.
- Ребята, вы готовы к уроку? Ответьте с помощью сигналов. (Дети показывают сигнальные карточки.)
- В гости к нам пришёл герой русской народной сказки.
- Отгадайте загадку:
Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Ответы детей) (картинка)
- Вы отгадали правильно, к нам на урок пришёл герой русской народной сказки «Три медведя» - маленький Мишутка.
- Он приготовил для вас задание и прислал в письме.
Прочитаем письмо на доске (интерактивной):
На день рождение мамы-медведицы я решил её одеяло обшить тесьмой. Сколько нужно купить тесьмы, если одеяло с вашу доску?
Как вы считаете, мы поможем Мишутке?
- Что для этого нужно? (Предполагаемые ответы детей: внимательно слушать, дружно работать, быть активными и т.д.)
|
Личностные УУД: самоопределение к деятельности (формирование мотивации к новой теме);
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества.
|
|
Актуализация знаний.
|
1. Логическая задача.
- Оля не выше Саши и Иры. Ира не самая высокая. Где Ира, где Саша, где Оля?
2. Повторение знаний о см и дм.
- Какие единицы измерения длинны, ширины, высоты вы знаете? (см, дм)
- Как соотносятся см и дм? (10 см = 1дм или 1дм = 10см) (Работа с таблицей.)
- Длину каких предметов удобно измерять в сантиметрах? (ручка, карандаш, конфета, ластик и т.д.)
- Измерь длину своего карандаша в сантиметрах и запиши в тетрадь.
- Размеры каких предметов можно измерить в дециметрах (длину и ширину крышки парты, высоту портфеля и т.д.)
- Измерьте ширину крышки парты в дм и запишите в тетрадь. (Дети работают в парах. Учитель направляет и контролирует ход работы.)
|
ЛУУД: сохранение мотивации к учению.
РУУД: постановка учебной задачи, волевая саморегуляция.
ПУУД: анализ, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение высказывания в устной речи, построение логической цепи.
КУУД: полное и точное выражение своих мыслей.
|
|
Фиксация затруднений в пробном действии, выявление места и причины затруднения.
|
- Мишутка предлагает вам измерить в сантиметрах или дециметрах длину классной комнаты (слайд №4).
- Попробуем это сделать. (Группа учащихся пробует с помощью линейки измерить длину класса, остальные наблюдают.)
- С какими затруднениями вы столкнулись? (Предполагаемые ответы детей: слишком большое расстояние; слишком короткая линейка; если измерять в сантиметрах или дециметрах, получится слишком большое число)
- Значит, нам нужна более крупная единица измерения, чем сантиметр и дециметр. И нужен другой прибор для измерения.
|
ЛУУД: мотивация на достижение цели познания.
РУУД: постановка учебной задачи, волевая саморегуляция.
ПУУД: формулирование вывода по результатам наблюдения, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение высказывания в устной речи, построение логической цепи.
КУУД: полное и точное выражение своих мыслей.
|
|
4. Постановка цели урока. Построение проекта выхода из затруднения
|
- Итак, сегодня мы познакомимся с новой единицей измерения и научимся ей пользоваться.
- Как вы думаете, что мы для этого должны узнать, чему научиться? (Предполагаемые ответы детей: как называется и как обозначается новая единица измерения длины; как она соотносится с другими единицами длины; какие расстояния удобнее измерять с помощью новой единицы измерения длины; какие приборы существуют для измерения более крупных расстояний.)
|
ЛУУД: учебно - познавательная мотивация.
РУУД: планирование, как определение последовательности действий.
КУУД: полное и точное выражение своих мыслей.
|
|
5. Открытие новых знаний. Реализация построенного проекта.
|
- Мы знаем, что 10 см составляют 1 дм, а 10 дм составляют новую более крупную единицу измерения, которая называется 1 метр и записывается так -1 м.
(Учитель показывает метровую линейку)
- Давайте убедимся, что в метре действительно 10 дм. (Вызванный ученик с помощью модели дециметра на метровой линейке показывает, сколько дм содержится в одном метре.)
- Мишутка хочет знать, а сколько же сантиметров содержится в одном метре?
- Составим таблицу соотношений мер длины. (Дети вместе с учителем составляют таблицу.) (слайд №5)
- Как вы думаете, какие расстояния удобно измерять в метрах?
(Предполагаемые ответы детей: длину и ширину комнаты, длину доски, ширину окна и т.д.)
- Кто-нибудь из вас знает, с помощью каких приборов можно измерить эти расстояния? (Учитель демонстрирует рулетку, метр, показывает как ими пользоваться.)
Физминутка
|
ПУУД: анализ, синтез, сравнение, аналогия;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное высказывание в устной речи.
|
|
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
|
1. Закрепление материала по статье в учебнике. (стр. 35).
- Прочтите внимательно статью, рассмотрите рисунки, запомните таблицу соотношений мер длины. (Дети работают самостоятельно.)
2. Проверка степени усвоения материала.
- Ответьте на вопросы:
- Что такое метр?
- Что можно измерить в метрах?
- Сколько дециметров в одном метре? В трёх метрах? В восьми метрах?
- Сколько сантиметров в одном метре?
-104 см-это больше или меньше 1 м?
(Дети оценивают ответы одноклассников с помощью сигнальных карточек.)
3. Выполнение заданий №2, №3 на стр. 36.
(Дети оценивают ответы одноклассников с помощью сигнальных карточек.)
|
РУУД: волевая саморегуляция, взаимоконтроль.
ПУУД: подведение под понятие, использование общих приёмов решения задач, построение речевых высказываний.
ЛУУД: оценивание усваиваемого содержания.
|
|
7. Самостоятельная практическая работа с самопроверкой по эталону.
|
1. Практическая работа – тренировка в измерении с помощью метра длины предмета.
- Как звали маму - медведицу? Как звали папу - медведя?
- Давайте вспомним эпизод сказки «Три медведя» в обработке Л. Толстого: «… Девочка вошла в другую горницу. Легла она в самую … кровать – ей было слишком просторно. Легла девочка в … кровать – было слишком высоко. Тогда легла она в самую … кроватку. Кроватка пришлась ей как раз в пору, и она …».
(Дети вспоминают содержание сказки, хором договаривают пропущенные слова).
- Мишутке, Настасье Петровне и Михаилу Ивановичу надо сшить одеяла.
- Перед вами слова: одеяльце и одеяло (слайд №6).
- Что в них общего? (Одинаковый корень, близки по значению).
- Как называются такие слова?
- Для кого сошьём одеяльце? Почему?
- Для кого сошьём одеяло? Почему?
- Отмерьте тесьму для отделки краёв одеяльца Мишутки. (Задание для первой группы).
- Отмерьте тесьму для отделки краёв одеяла Настасьи Петровны. (Задание для второй группы).
- Отмерьте тесьму для отделки краёв одеяла Михаила Ивановича. (Задание для третьей группы).
- Измерьте длину шкафа в классной комнате. (Задание для четвёртой группы).
- Измерьте длину классной комнаты. (Задание для пятой группы).
(Дети работают самостоятельно. Сравнивают результаты своей работы с эталоном. Учитель направляет и корректирует работу в группах) (слайд
|
ЛУУД: оценивание усваиваемого содержания.
ПУУД: анализ, синтез, сравнение, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач.
КУУД: планирование учебного сотрудничества, адекватное использование речевых средств для решения коммуникацион-ных задач, управление поведением партнёров.
РУУД: принятие учебной задачи, волевая саморегуляция; самоконтроль процесса результатов деятельности.
|
|
8. Включение в систему знаний. Самостоятельная работа.
|
1. Самостоятельная работа по карточкам с разным уровнем сложности. (Учитель оказывает помощь ученикам, испытывающим затруднения).
2. Самопроверка-сравнение с эталоном. Самооценка (слайд №8).
- Сравните свою работу с правильным решением. Если всё выполнено правильно, поставьте себе оценку «5». Если допустили одну-две ошибки, поставьте оценку «4». Остальным пожелаем удачи на следующем уроке.
|
ЛУУД: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.
ПУУД: осуществление учебных действий по заданному правилу.
|
|
9. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
|
- Какую новую единицу измерения длины вы узнали?
- Расположите единицы длины в порядке возрастания, почему нужны разные единицы измерения длины?
- Чему же равна длина нашей классной комнаты?
- Какую работу вам понравилось выполнять?
- Наш гость Мишутка благодарит вас за хорошую работу и желает вам успехов в учёбе (слайд №9).
|
ЛУУД: внутренняя позиция школьника, самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности.
ПУУД: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процессов и результата деятельности.
КУУД: формулирование и аргументация своего мнения.
|
|
|
|
|
Используемые технологии: технология деятельностного метода, уровневая дифференциация, ИКТ, здоровьесберегающая технология (активный двигательный режим, частая смена видов деятельности, физминутки), технология поддержки и сопровождения в учебном процессе.
Приложение №1
Задания для самостоятельной практической работы по группам.
1. Отмерьте тесьму для одеяльца Мишутки.
1м
|
2. Отмерьте тесьму для одеяла Настасьи Петровны.
1м 5дм
|
3. Отмерьте тесьму для одеяла Михаила Ивановича.
2м
|
4. Измерьте с помощью рулетки длину шкафа.
|
5. Измерьте с помощью рулетки длину классной комнаты.
|
|
Приложение №2
Карточки для самостоятельной работы.
1 вариант
1. Закончите фразы:
Высота телевизора – 5…
Длина шоколадки – 17…
Длина дорожки от дома до калитки – 15…
2. Заполните пропуски:
4дм = … см
30дм = … м
7м = … дм
7м 5дм = … дм
|
2 вариант*
1. Что измеряем в метрах? (найдите и подчеркните лишнее).
Высота дерева, ширина реки, длина ладони, длина автобуса.
2. Выразите в сантиметрах:
4дм =
5дм 3см =
2м =
1м 2см =
Выразите в метрах:
40дм =
300см =
|
|